06:54
Мессии все противоположные аспекты, существующие в животных и человеке, могут примириться и прийти в согласие.

Мессии все противоположные аспекты, существующие в животных и человеке, могут примириться и прийти в согласие.

08 ДЕКАБРЯ.

II воскресенье Адвента 



В предыдущее, первое воскресенье Адвента мы размышляли об эсхатологическом возвращении Сына Человеческого в конце времен.

Во второе воскресенье Адвента Литургия предлагает нашему вниманию и созерцанию историческое пришествие Иисуса Христа среди нас, возвещенное в пророчестве, освещающем образ будущего Мессии, а также нравственные основы Его Царства.

Так, прослушаем первое литургическое чтение этого воскресенья из Книги Пророка Исайи (11, 1-10), в котором содержится это пророчество:

«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих, и не по слуху ушей Своих решать дела.  

Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого.

И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина.

Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.

И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому.

И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.

Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.

И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, и покой его будет слава». 

В сегодняшнем чтении из Евангелия от Матфея (3, 1-12) повествуется об Иоанне Крестителе и Предтечи Господнем, возвещающем в пустыне приближение Царства Божия и призывающем народ к покаянию и обращению через принятие Крещения в Иордане.

Прослушаем это евангельское чтение: «В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Ибо он тот, о котором сказал пророк: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».

Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мед.

Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему, и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины!

Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния; и не думайте говорить о себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

Я крещу вас в воде в покаяние; но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его;

Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым». 

Мы видим, что у Иоанна Крестителя и Иисуса Христа много общих черт: Оба Они настаивают на покаянии и обращении, и Оба исполняют Свою миссию согласно пророчеству Исайи.

Одновременно, между Иоанном и Иисусом наглядна важная разница, особенно в том, что касается Крещения: Иоанн крестит водою, тогда как Иисус крестит Духом Святым. В пророчестве Исайи Дух Господень уподобляется веющему ветру, разносящему семена, и вихрю, развевающему их. Дух Господень есть также источник «огня неугасающего», в котором будут мучиться отступившие от Господа. Наряду с этим, Дух Господень наставляет нас и погружает нас в жизнь Пресвятой Троицы.

Сегодня, мы более не слышим голоса Предтечи Господня, вопиющего в пустыне, и Господь Иисус Христос физически более не находится среди нас, ибо, исполнив Свою миссию, Он возвратился во славе к Отцу.

Однако, Евангелие продолжает звучать и распространятся в мире, совершая свое дело и призывая нас приносить богатые плоды обращения, путем послушного исполнения Слова Божия и великодушного принятия наших братьев.

Об этом как раз идет речь в читаемом сегодня отрывке из Послания святого Апостола Павла к Римлянам (15, 4-9).

Апостол пишет: «А всё, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.

Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных – ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников – из милости, чтобы славили Бога, как написано: «за то буду славить Тебя, Господи, между язычниками, и буду петь имени Твоему».

В двух первых главах Евангелия от Матфея повествуется об Исходе и та же тема продолжает развиваться и в третьей главе. Не случайно в ней уточняется, что Иоанн Креститель жил и проповедовал в пустыне, близ Иордана.

Как пустыня, так и Иордан имеют важное значение в истории Израиля: известно, что избранный народ странствовал по пустыне в течение сорока лет, прежде чем войти в обетованную землю.

Это был период воспитания и возрастания в вере, во время которого народ научался уповать на Бога, постепенно входя в общение с Ним и испытывая на себе верность Божию.

После Моисея вождем избранного народа стал Иисус Навин, которому надлежало ввести Израиль в обетованную землю, проходя через Иордан. Иордан же символизирует переход от греха к обращению, к которому и призывает Иоанн Креститель, возвещая, что обращение срочно необходимо, ибо «близится Царство Небесное».

Это показывает нам, что тогда произошло основное изменение в истории спасения: новый Израиль наследует уже не обетованную землю, а Царство Небесное.

Итак, ныне народу предстоит не завладеть обетованной землей, а стать свидетелем наступления Царства Божия.

Таким образом, переход через Иордан символизирует переход к новому порядку вещей, вхождение в Царство Небесное, т.е. в общение с Богом, через грядущего Иисуса Христа, прообразом и предвосхищением Которого был Иисус Навин. 

Следует подчеркнуть еще другой аспект : в своей проповеди Иоанн настойчиво упоминает о суде и говорит о Мессии, как о Судьи, держащем в руке Своей лопату, которой Он очистит Свое гумно.

В самом деле, принадлежность к народу Авраамову не избавляет от Суда Мессии: важна вера, вера действенная, активная, а не покоящаяся в уверенности в своей безопасности. Не говорит ли Христос: «Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму».

Итак, покаяние, - плод обращения, является экзистенциальной задачей, конкретным и видимым деланием. 

Возвратимся к первому литургическому чтению из Книги Пророка Исайи, содержащему известное и обстоятельно истолкованное пророчество.

Мы ограничимся лишь выделением основных плодов обращения В первой части этого пророчества описано пришествие Мессии посредством образа, заимствованного из растительного мира: Исайя приводит образ ствола, корень которого как бы мертв.

Но вот, ветвь произрастает от этого корня и жизнь вновь процветает. Далее, слышится сильный ветер, дующий со всех четырех сторон, образующих полноту.

Это – Дух Святой, наделяющий Мессию Своими дарами. Далее, следует «облачение» Мессии в царские одежды: Он будет препоясан правдой и истиной.

Вторая часть пророчества переносит нас в земной рай, где волк будет жить вместе с ягненком и барс будет лежать вместе с козленком.  

Эти образы из животного мира показывают нам, что в Мессии все противоположные аспекты, существующие в животных и человеке, могут примириться и прийти в согласие.

В самом деле, в нас сосуществуют одновременно волк и ягненок, - агрессивность и кротость.

Итак, в Иисусе Христе мы можем обрести наше внутреннее единство, достичь полного равновесия и первозданную гармонию.

Трогательна красота последнего образа – младенца, играющего над норою аспида.

Этот младенец является прообразом невинности человека, глубоко заложенной в нем и с трудом проявляющейся.

Ее проявлению препятствуют змии – все пресмыкающиеся низости и формы эгоизма, наполняющие нашу повседневную жизнь .

Однако, Мессия имеет власть избавить нас от этого и спасти нас. Воистину, обратившийся к Богу человек наконец находит самого себя во Христе и становится новым человеком.

О столь ожидаемом примирении идет речь также в услышанном отрывке из Послания святого Апостола Павла к Римлянам.

Прежде всего, святой Павел призывает верующих к твердому пребыванию в надежде, т.е. последовательно жить своей верой.

Далее, Апостол призывает верующих к тому, чтобы они пребывали в единомыслии и единодушно славили Бога и Отца Господа Иисуса Христа. Что это означает?

Очень возможно, что Апостол желает, чтобы верующие достигли единогласия в том, что касается некоторых вопросов разделяющих слабых и сильных в вере.

Сильные должны помогать слабым, чтобы всем вместе прославлять Бога.

Такое единодушное прославление весьма важно, потому что оно преграждает от взаимного презрения, от которого Апостол предостерегает так христиан: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба?».

Более того, единодушное прославление Отца Небесного предотвращает от жестокосердия, глубоко смущающего и огорчающего ближнего, как отмечает Апостол: «Если за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер».

Следовательно, слабые и сильные в вере призваны к безусловному, искреннему взаимному принятию, в подражание Иисусу Христу, принимающему всех, без исключения. 

Мы видим, что призыв к обращению проходит как бы красной нитью через все литургические чтения сегодняшнего второго воскресенья Адвента.

Напомним, что обращение это не только коренное изменение в плане нравственном: христианское обращение, по существу своему, заключается в искреннем поиске воли Божией.

Следовательно, обратиться означает не только исправить свои ошибки, но главным образом – полностью примкнуть к воле Божией , к спасительному замыслу Небесного Отца.

Наряду с этим, обращение представляется нам как новый герменевтический критерий, способствующий прочтению истории и истолкованию событий. И всё это исходя из Христа, ибо Он коренным образом изменил все наши прежние мировоззрения, уча нас взирать на человека очами Божьими.

Он, Христос, пролил истинный свет на подлинный смысл нашей жизни и смерти. Не случайно, что Иисус начал Свою проповедь о Царствии Божием, призывом к обращению. Затем последовали первые призвания к следованию за Христом.

Итак, можно сказать, что христианское обращение является, прежде всего, следованием Христу, которое свидетельствует о том, что Иисус Христос – не отвлеченное понятие, а живая и животворящая реальность, постоянно действующая в мире.

К этой живой реальности мы и неустанно направляемся, потому что благодаря Мессии, пришедшему, чтобы положить начало Своему Царству, человечество примирилось с Богом, с самим собою и со всем творением.

В Священном Писании упоминается о новых небесах и о новой земле, ибо всеобщее примирение делает возможным новое сосуществование всех созданий, основанное уже не на страхе и недоверии, а на мире и взаимной любви.

Нажав на кнопку поделиться в соц.сетях - Вы помогаете распространить информацию о проблеме.

Текст взят со страницы 
сайта Радио Ватикана
Категория: Эксклюзивные материалы | Просмотров: 758 | Добавил: Морозов_ДН | Теги: пришедшему, истинный свет, Ватикан, Милосердие и солидарность, человечество примирилось с Богом, благодаря Мессии, Своему Царству, животные
Всего комментариев: 0
avatar
Яндекс.Метрика