03:59 Что еще должно случиться, чтобы все вокруг поняли: Европа больна? | |
Европа больнаСоцсети взорвала информация о сотрудниках зоопарка Копенгагена, которые убили полуторагодовалого жирафа Мариуса и скормили его львам.О том, что жирафа придется пристрелить, хотя животное здорово, стало известно заранее. Петицию в его защиту подписали тысячи людей, но Мариуса умертвили.Датчане следовали правилам Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов, по которым инбридинг (близкородственное скрещивание) животных не допускается.А в европейских зоопарках не оказалось ни одного жирафа, который не приходился бы Мариусу родственником.- Народ возбудился по поводу истории с жирафом - отвратительной истории, чего уж там: вот, нам говорили, европейцы хорошие, а они вон какие плохие! Скоро, думаю, депутаты Госдумы начнут бороться с копенгагенским зоопарком. Один, иными словами, зоопарк - пойдет на войну с другим. А на самом деле не надо ни очаровываться, ни разочаровываться. Всякий, кому случалось бывать в «западном мире», знает: никакой «доброты» там нет. Но и какого-то нарочитого, циничного и показного сатрапства нет тоже. А что есть? А есть инструкции. Инструкции, правила и порядок. В принципе, правила устроены так, что большей части людей (и не людей тоже), которые живут внутри такого мира правил, - жить скорее удобно. Комфортно. Прогресс и цивилизация, все дела. Но если вдруг получается так, что вы с правилами оказываетесь в противофазе - например, потому, что вы жираф, который родился не от тех родителей, или вы, например, государство Югославия, или вы крэйзи рашн, или вы еврей в 1939 году, ну, мало ли какие бывают неожиданные варианты, - в общем, если правила, с которыми почти всем удобно жить, вам почему-то не подходят, - вас уничтожат холодно, быстро и без всяких сантиментов. А потом опять будут жить дальше по правилам. Легко и удобно. В России - все наоборот. Здесь есть правила, которые никому - даже их авторам - не делают хорошо и которые все сначала стараются как-нибудь нарушать, а потом преследуют друг друга за их нарушение с показной жестокостью и цинизмом. Но иногда, вдруг, - оказывается, что вы умудрились проскочить мимо всех правил, зайти не в ту дверь, в которую надо официально, а в ту, в которую вам шепотом посоветовали зайти, словом, вы стали этаким кровосмесительным жирафом, который «не со всеми», «не как все», и благодаря своей длинной шее можете достать откуда-то сверху волшебный ключик, - и вот тогда, в обход всех законов, вам с таким особенным ключиком в России будет легко и удобно. Да что уж там, один из самых богатых людей в нашей стране очень похож на жирафа - и, как теперь стало ясно, неспроста. А если вы не жираф (потому что вы верблюд, например) - будете вы жить по правилам, и будет вам очень плохо. Даже и не знаю, что лучше, честно говоря. Но все-таки, из присущего мне патриотизма, выбираю русский вариант. Да и зверюшку жалко. Дмитрий Ольшанский, литератор - Отвратительнее всего во всей истории выглядит не тоталитарное «следование инструкциям» и даже не присутствие детей при умерщвлении - в конце концов мир жесток, и детям придется о его жестокости помнить, - а то, что казни подверглось беззащитное, трогательное, по-гумилевски «изысканное», мимимишное создание, которое словно бы сотворено на радость людям для того лишь, чтобы люди им умилялись. Такой вот неочевидный момент, и многие люди уже задаются вопросом - а какая, мол, разница: жираф или, например, кабан? Про бройлеров люди вопросов не задают, и оттого разница и правда не слишком очевидна. Но она есть. Вот когда ребенок бьет тапком комара или таракана, лишь идиот укорит его, - но когда он поджигает муравейник или отрывает крылья у бабочки, возникает серьезный повод показать ребенка психологу. Хотя там и там - насекомые. Разделывать тунца можно и с детской помощью - но дельфин неприкосновенен, хотя тот и другой плавают в море. Возможно, где-то в Китае употребляют в пищу золотых рыбок - но в Европе так не делается, а если делается, то она уже не Европа. Можно, очевидно, палить на охоте по уткам, но вот стрелять нарочно в лебедя или аиста - нельзя. И, например, юный Александр Проханов, страстный охотник, подстрелив по ошибке аиста, с тех пор не брал в руки ружье. Дело тут не в бездумной жестокости, а в очень странном, иллюзорном измерении, которое следовало бы отнести уже к категории эстетической. Все-таки одним из сущностных свойств человека является его способность восторгаться красотой мира - а иногда и жертвовать собой ради нее. Жираф - именно тот случай. В зоопарках жирафов держат не для наблюдения за их повадками и не для щекотания нервов - а для любования. Убить «по-датски» жирафа - все равно, что порубить топорами «Джоконду». И вот еще что. Виктор Черномырдин застрелил медведицу - что ж, охотник! - но вслед за тем бессмысленно всадил пули в ее медвежат, что ему припоминали до самой смерти. Можно понять логику действий догхантеров, «очищающих мир от зла», - но, скажем, сбрасывание псин с колокольни ради наблюдения за результатом мыслится сегодня как средневековое зверство, способное затмить любые прочие заслуги изувера. Вероятно, можно оправдать даже утопление котят - топят их в мешке, скопом, как только родились, чтоб не мучить дольше ни их, ни себя. Но когда некто при детях достает из мешка котенка за котенком, чтобы каждому вонзить гвоздь в висок, мы назовем такого человека живодером. Именно поэтому казнить - в центре Европы, а не в саванне - жирафа, устраивая из казни громкую медиа-акцию и детский утренник, - значит, расписываться в собственном душегубстве. Душегубстве, возведенном в педагогическую меру. Душегубстве, превращенном в политический пиар правящей в Дании коалиции. Что еще должно случиться, чтобы все вокруг поняли: Европа больна? Денис Тукмаков, публицист - Демонстративное убийство жирафа в зоопарке Копенгагена - событие, в некотором смысле родственное теракту. Родственно оно тем, что, как и в случае с террористическим актом, главным здесь является не сам физический факт происшедшего, а его медийное освещение и тот психологический эффект, который освещение должно произвести. Кровавые шоу типа «кормление льва живностью» начались в зоопарке Копенгагена, наверное, лет десять назад, что совпало по времени с приходом к власти в Дании правительства либералов (при поддержке националистов) и общей волной брутализации мировой политики после падения башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Странный на первый взгляд симбиоз расистов-националистов и экономических либералов оказался в тогдашней Европе не только тактическим, но и вполне себе идейным союзом: «побеждает сильнейший», «жизнь - жестокая вещь», «человек по природе - волк», «государство вам ничего не должно» и т.д. Комплекс представлений, осторожно отсылавший к этике нацизма, исподволь получил выражение в столь странных «воспитательных» формах, как кровавые шоу в копенгагенском и других европейских зоопарках: «знакомство с реальной жизнью» для самых маленьких - и их родителей, то есть потенциального электората. Таким образом, есть четкая политическая референция у подобных акций. Нетрудно понять, электорат каких именно партий и движений является любителями подобных шоу и готов показывать их своим детям. Воспитывающая функция таких зрелищ для взрослых также вполне очевидна. Не хотелось бы уходить в банальности и рассказывать новые истории о принудительной дехристианизации Европы - хотя вполне понятно, что именно в христианской культуре, и причем не так уж давно по историческим меркам, утвердилось табу на бессмысленное издевательство над животными. Но вот более интересен психологический эксперимент: человек, который любил ребенком наблюдать в зоопарке, как лев разрывает живьем и пожирает по частям козочку или как дяди казнят любимого жирафенка «за неправильные гены» (здесь нет никакого намека на нацизм, конечно же), хотя могли бы легко продать его в частный зоопарк, испытает ли такой человек, став взрослым, какое-либо чувство сострадания, наблюдая, как пытают и казнят без суда какого-нибудь там отвратительного Муамара Каддафи? Да и вообще, будет ли такой человек протестовать по нравственным причинам против войны или любой бессмысленной бойни чужих и чуждых ему людей - от Египта и Сирии до Ирака и Афганистана? Или же ему просто интересно будет понаблюдать за процессом, чтобы узнать из любопытства, чем все кончится? Такое вот «воспитание» стоит многого. Очень вероятно, что жирафа в зоопарке Копенгагена убили с нарушением многих правил по защите животных, не говоря о нравственных, - ну так что же, многие правила в мире сегодня нарушаются. Не в таком ли моменте и состоял месседж? Мир на глазах становится жестче, брутальнее и страшнее. Вы говорите - за что датчане застрелили маленького жирафика на глазах детей? В китайских ресторанах рыбу жарят так, чтобы она оставалась живой, когда ее подают к столу. И ничего, никто не жалуется. Юрий Тюрин, публицист - Попытался проанализировать, что же так омерзительно в убийстве жирафа, что и в самом деле совершенно отключает мозги и поднимает чувство гнева и ненависти до небес? Я могу привести точную аналогию убийства, которое обществом если и не одобряется, то как особый грех не рассматривается: утопление котят. Котики, как мы знаем, невероятно мимимишны. Начиная с эпохи соцсетей - котики настоящие божества. Котиков заводят именно для того, чтобы на них любоваться и ими умиляться. Причем оказавшихся лишними котиков очень часто уничтожают с редкой, на мой вкус, жестокостью. То есть ситуация с утоплением котиков не отличается от датской экзекуции ничем, кроме одной детали. Она не производится публично. Человек, который собрал бы в кружок два десятка детей и повесил бы на их глазах котиков на ветке, как, к примеру, в известной картине «Дети Амана», был бы заклеймен ненавистью, презрением, получил бы срок за жестокое обращение с животными, и с большой вероятностью его встретили бы в переулке и надломили бы все косточки. Если бы убитый жираф тихо исчез, никто бы о нем и не вспомнил. Но было устроено публичное шоу с особой жестокостью, цинизмом, равнодушными довольными датскими детьми, обманом доверия, публичным расчленением и т.д. Причем на шоу, как я понял, еще и продавали билеты. Вообще публичные шоу никогда не устраиваются просто так. Они всегда ставят какую-то цель. Иногда цель не объявляется публично. Поняв цель, мы бы поняли все о том, зачем такая мерзость была сделана. Возможно, новшеством является как раз то, что к мерзости решено было привлечь возмущенное внимание. И что событием является не убийство, а массовое возмущение им. В таком случае в возмущении с акцентуацией тоже должен быть смысл. Который следовало бы поискать. Пока что ближайшей причиной выглядят страшные слова, которые произносят биологи, чтобы объяснить происшедшее: «генетическая ценность», «близкое родство», «наследование плохих генов». Они вызывают настолько дремуче нацистские ассоциации с доктором Менгеле, что любо-дорого. Что перед нами? Реинкарнация евгеники? Или попытка не допустить реинкарнацию, превентивная порка? Поскольку формула «генетическая ценность» теперь раз и навсегда будет связана с образом маленького расчлененного жирафенка... Так или иначе, тут любопытно вот что - произошла история в Скандинавии, среди людей, для которых «генетическая ценность» и вопросы наследственности - не пустой звук. Достаточно вспомнить жестокую политику в отношении детей, рожденных от гитлеровских солдат, проводившуюся в Норвегии. В 1930-50-е годы в Швеции проводилась программа массовой стерилизации носителей «плохих генов». То есть налицо - реально актуальная для скандинавских обществ тема, причем они проявляют непреклонную жестокость. Жестокость имеет объяснение, помимо того, что потомки викингов в целом крайне не сентиментальны (одного конунга прозвали в сагах Детолюбом за то, что он запретил насаживать грудных младенцев на пики), в чем недавно все убедились на примере Андерса Брейвика. Скандинавия - генетический заповедник, где наиболее полно сохранился так называемый белый человек, то есть носитель фенотипа, сформированного рецессивными генами. Именно благодаря длительной изоляции скандинавских популяций фенотип не был раздавлен средиземноморским и ближневосточным доминантным фенотипом. Для его носителей страх перед его утратой или порчей (ведь выжить такой фенотип может только в относительной изоляции, где вероятность дурного наследования особенно велика) вполне естественен и логичен, принимая гипертрофированные формы. И, возможно, на примере расправы над жирафом у скандинавов наглядно формируют чувство вины за такой страх и желание от него поскорее избавиться. Так все или нет - не знаю. Я высказываю гипотезу. И гипотеза не объясняет главного - зачем вообще нужные такие невероятно жестокие и аморальные публичные экзекуции. Ведь, следуй мы интуитивному нравственному закону, и такие экзекуции, конечно же, представлялись бы нам совершенно недопустимыми. В христианском славянском обществе все точно так же - и не случайно нас возмущает даже убийство баранов на улицах. Егор Холмогоров, публицист, политический деятель | |
|
Всего комментариев: 0 | |